Духовная борьба

Изображение для листка

огда во время морской бури человек находится на маленьком пароходе, который бросает из стороны в сторону, то он делает все усилия, чтобы зацепиться за какой-нибудь прочно прикрепленный предмет, чтобы не упасть за борт.

В духовной жизни человек часто обуреваем разными мыслями, мнениями. И если не иметь прочных устоев в вере, то легко можно оказаться за бортом правильного отношения к Богу и жизни.

К счастью, у нас есть такие устои. Это слово Божие и догматы православной веры.

Тот, кто не отступил от них, тот на правильном основании понимания мира и Бога.

Жизнь христианина – это духовная борьба, духовная брань. Жизнь христианина – это борьба с грехом, который в нем гнездится, с самим собой, борьба с миром, т. е. с греховными искушениями, которые вокруг нас, и, наконец, борьба со злыми духами, бесами.

Эта борьба требует от нас бодрствования, твердого стояния, внимания, осторожности. В этой борьбе надо опираться на помощь Господа и на слово Божие. По поводу этой борьбы епископ Феофан Затворник пишет: «Главная уловка врага – в мыслях представлять истинным то, что есть ложь, в делах и начинаниях представлять добрым то, что худо, в исканиях увлекать обманчивыми надеждами».

Борьба с мыслями, греховными помыслами, которые сеют в нас злые силы, трудна. От них надо отмахиваться, не обращая на них внимания. «Дуни и плюни на него», говорится при оглашении перед Таинством Крещения.

Святитель Иоанн Златоуст призывает: «Имей в сердце своем зло против диавола и никогда не прекращай вражды с ним. Всегда будь врагом, всегда гневливым, всегда непримиримым с ним. От этого он сделается смирным и не столько опасным».

Христианин – воин Христов, и это звание нам не надо забывать и стоять в вере. Что значит «стойте в вере»? ...

Стоим ли мы в вере? Об этом надо подумать, а не о том, что% исходит из уст хулителей. Стоять в вере не значит только считать себя верующим, иногда молиться и посещать церковь. Стоять в вере – значит стараться жить по вере. Жить по вере, значит жить в мире и любви. Есть ли это у нас хотя бы в личной жизни? Стараемся ли мы на всякое раздражение не ответить раздражением, на всякое осуждение не ответить осуждением, на всякое стремление к разъединению ответить сплоченностью и доброжелательностью?

Стоять в вере – значит стоять в мире и любви.

Мир вам! – возгласил Господь Иисус Христос Своим ученикам после Своего Воскресения (Ин. 20, 19). И потом вновь повторил: мир вам!

А мира нет ни среди народов, ни внутри стран и обществ, ни в семьях, а часто и в душах людей. И объясняется это недостатками отдельных людей, руководителей или правителей.

Забыли люди, забывают христиане заповедь: не надейтесь ни на князи, ни на сыны человеческие, в них же нет спасения (Пс. 145, 3). Мира нет в душах наших, потому что ищем его у людей грешных, таких же, как каждый из нас. И видим мы их грехи и прегрешения больше, чем свои, и их грехами и прегрешениями стараемся объяснить свои немирные и грешные настроения и покоя душевного не находим.

Источник мира, тишины, покоя – Христос Спаситель. Его надо принять в душу свою, и с Ним жить.

Заботы христианина должны быть не столько о том, чтобы его не огорчили, как о том, как бы он не огорчил Христа Спасителя своим недобрым настроением, как бы я не воткнул острое терние в Его Пречистое Тело своим грехом.

«Внимай себе» и помни, что поется в церкви каждый четверг вечером: Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 120, 2). Аминь.

Изображение для листка

(Епископ Кампанский Мефодий. Пастырские наставл. М. 2000, с. 14, 15)

Листок псковского храма св. Александра Невского № 416. Cтр. 1675-1678