Как проявляется гордость

самолюбиеамолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно, или препятствия, законно или незаконно, намеренно или ненамеренно противо-поставляемого нам людьми или окружающими нас предметами.

Самолюбие и гордость наша хотели бы все поставить на своем, окружить себя всеми почестями, удобствами жизни временной, хотели бы, чтобы нашему мановению повиновались безмолвно и быстро все люди и даже – до чего не простирается гордость! – вся природа; тогда как – о, горе! сами мы весьма косны к вере и ко всякому доброму делу, к угождению единому всех Владыке!

Христианин! ты должен непременно быть смирен, кроток и долготерпелив, памятуя, что ты – брение, прах, ничтожество, что ты нечисть, что все доброе в тебе – Божие, что Божьи дары – жизнь твоя, дыхание и все; – что за грех непослушания и невоздержания ты должен теперь искупать свое будущее блаженство в раю долготерпением, которое необходимо в мире несовершенств и безчисленных грехопадений падших людей, живущих с нами вместе и составляющих многочисленные члены единого, острупленного грехами человечества. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества и недостоин называться христианином! Говоря это, произношу суд на себя, ибо я первый недугую нетерпением и раздражительностию.

Изображение для листка

Гордый человек, в то время как другие рассказывают о добродетелях какого-либо человека, лукаво боится, как бы этот человек не был выше его по добродетелям и не затмил его, ибо гордый ставит себя выше всех и не воображает найти такие же добродетели или лучшие в других людях. Беда для него – совместничество других. Что всего вожделеннее для человека? Избежание греха, оставление и прощение грехов и стяжание святости. Почему? Потому что грехи, как, например, гордое, злое обхождение с ближними, злая мнительность, любостяжание, скупость, зависть и прочее, разлучают нас с Богом, Источником живота, удаляют от общения с людьми и повергают нас в смерть духовную, а кроткое, смиренное, незлобивое обращение со всеми, даже со врагами нашими, простосердечие, нестяжательность, довольство малым и необходимым, щедрость ко всякому, доброжелательство и другие добродетельные поступки соединяют нас с Богом, Источником жизни, и людям делают любезными. Даруй убо, Господи, со¬вершенно избежати греха, навыкнути же всякой добродетели, по благодати Твоей. Ей, Владыко, Господи, без Тебя не можем творити ничтоже благо, зли суще (Мф. 12, 34).

Изображение для листка

Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, безчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей, сравнительно с ними, все равно что нет.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Изображение для листка

Гордый возносится, как дым, но и исчезает, как дым.

Видишь, что вода во время весны с великим стремлением и шумом течет, но вскоре и протекает; или дым и огонь высоко подымается; но тотчас исчезает. Такое точно состояние гордых и нечестивых людей; свирепеют и шумят и они в гордости своей, но уничтожаются, яко вода мимотекущая; возносятся, как пламень и дым, высоко, но исчезают такожде, как пламень и дым, так что и следа их не видно бывает. О сем свидетельствует Пророк Божий, очевидный и верный истины свидетель: «видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския, и мимоидох и се не бе; и взысках его, и не обретеся место его» (Пс. 36, 35 и 36) (2:80—81).Св. праведный Иоанн Кронштадтский

(Год семьи. Правосл. кал-рь для семейн. чтен. на кажд. день. 2004. СПб. 2003, с. 245-247; Схиархим. Иоанн (Маслов). Симфония. По творен. свт. Тихона Задонского. М. 2000, с. 223)

Листок псковского храма св. Александра Невского № 418. Cтр. 1683-1686