Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных

8 (21 по нов. ст.) ноября

Изображение для листкаИзображение для листка

разднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных установлено в начале IV века.

Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе означает – «кто как Бог») –верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13–16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92–95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рове со львами (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов(Тов. 3, 16; 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий,, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

  • Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
  • Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
  • Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
  • Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
  • Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
  • Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
  • Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.
  • Иеремиил – держит в руке весы.

Тропарь, глас 4:

 
Изображение для листка
ебесных воинств Архистратизи, / молим вас присно мы, недостойнии, / да вашими молитвами оградите нас /кровом крил невещественныя вашея славы, / сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, / яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак, глас 2:

 
Изображение для листкархистратизи Божии, / служителие Божественныя славы, / Ангелов начальницы и человеков наставницы, /полезное нам просите и велию милость, / яко Безплотных Архистратизи.

 

Изображение для листка

рокимен, глас 4: Tворяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. Стих: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.

Величание:

 
Изображение для листка

еличаем вас, / Архангели, и Ангели, и вся Воинства, / Херувими и Серафими, / славящии Господа.

Изображение для листка

(Листок. Благосл. Обит. Св. Пантелеимона. № 319 (репрод. ик.); Наст. кн. свящ. т.2 М. 1978, с. 253-257; листок пск. хр. св. Ал. Невск. № 47; Минея. Ноябрь. ч.1. М.1998, с. 220, 222, 228, 233)

Листок псковского храма св. Александра Невского № 417. Cтр. 1679-1682