Введение во храм Пресвятой Богородицы

21 ноября (4 декабря по новому стилю)

Изображение для листкаИзображение для листка

едолго оставалась Пресвятая Дева Мария в доме праведных Иоакима и Анны. Когда Ей исполнилось три года, благочестивые родители поспешили исполнить обет, данный еще до рождения их любимой Дочери. Ни привязанность родительского сердца, ни страх, внушаемый слабостью возраста, ни тяжесть собственного одиночества в глубокой старости – ничто не поколебало их решимости.

И вот, пригласили они к себе всех родственников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Дщерь в лучшие одежды и торжественно повели в храм иерусалимский. Навстречу Деве вышли священники, служившие при храме; с песнопениями встретили они будущую Мать Архиерея Великого – Господа Иисуса Христа. Первосвященник Захария, руководимый Духом Святым, ввел Младенца Марию в Святая Святых, куда не только женщинам, но даже и самим священникам не позволено было входить: только один первосвященник, один раз в году, входил туда с жертвенной кровью.

Святые родители Девы Марии принесли дары Богу, получили благословение и со всеми родственниками возвратились в свой дом, оставив свою посвященную на служение Богу Дочь при храме.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – последний из великих праздников перед Рождеством Христовым. Может показаться непонятным, почему частному событию из жизни Божией Матери Церковь посвящает один из двунадесятых праздников, отмечая им эпизод из Ее раннего детства – поступление в иерусалимский храм. Ведь, чествуя это событие, Церковь ставит его вровень с такими великими событиями как Рождество, Крещение, Вознесение Самого Спасителя.

Оно заключено в самой сути Введения, которое для жизни будущей Богоматери, в деле Ее приготовления быть «приятелищем Бога невместимого», являлось событием огромной важности. Поступление во храм имело в жизни Божией Матери не меньшее значение, чем, например, крещение в жизни Господа нашего Иисуса Христа. Оно настолько переменило дальнейшую жизнь юной Пресвятой Девы, что его можно назвать вторым Ее рождением для новой жизни – жизни, посвященной одному Богу.

Изображение для листка

Родители Девы Марии, 
Когда была Дочь их трех лет, 
В храм Божий Ее приводили, 
Пред Богом свершая обет. 
Марию с мольбой провожали 
И с пением гимнов святых, 
И факелы ярко сверкали 
В руках у девиц молодых. 
Навстречу Ей вышел священник, 
Лия вдохновенный глагол, 
И с длинного ряда ступенек 
Не только во храм Ее ввел. 
Но, Духом Святым вдохновенный, 
В Святая Святых проводил, 
Куда сам служитель священный 
Единожды в год лишь входил. 
Обряд посвященья свершили; 
Во храме осталась Она. 
Надзор за младенцем вручили 
Девицам, не знавшим греха. 
У них Пресвятая Мария 
Училась молитвам святым; 
В храм Божий всегда приходила 
Молиться с поклоном земным...

Тропарь, глас 4:

 
Изображение для листка

несь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения // Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4:

 
Изображение для листка

речистый храм Спасов, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божия, / днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, / Яже в Дусе Божественном, / Юже воспевают Ангели Божии: / Сия есть селение Небесное.

Величание:

 
Изображение для листка

еличаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим еже в храм Господень / вхождение Твое.

Изображение для листка

(Листок. Благосл. Обит. Св. Пантелеимона. № 316 (репрод. ик.); Правосл. газ. Екатеринбург. № 44 (221). ноябрь. 2002, с. 4; Листок пск. хр. св. Ал. Невск. № 362)

Листок псковского храма св. Александра Невского № 419. Cтр. 1687-1690